ГИС «Энергоэффективность»

Дата:  25 июля 2017





ГИС «Энергоэффективность»

Подсистемы «Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью»

 

Одним из ключевых направлений государственной политики является снижение энергоемкости экономики страны, повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение.

Реализация мероприятий по снижению энергоемкости  валового  регионального продукта (далее - ВРП) является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на развитие экономического потенциала Самарской области, и повышения темпов роста ВРП.

Проведенный Минэнерго России  анализ  показал, что энергоемкость ВРП в меньшей степени зависит от территориального расположения и климата региона, а в большей − от уровня развития энергоемких отраслей экономики.

По данным Государственного доклада Минэнерго России о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации (далее - Государственный доклад) энергоемкость  ВРП варьируется следующим образом:

- Центральный федеральный округ от  27 кг.у.т. (килограмм условного топлива) /10 тыс.руб. в городе Москва до 294  кг.у.т./10 тыс.руб. в Тверской области;

- Дальневосточный федеральный округ от  49 кг.у.т. /10 тыс.руб. в Сахалинской области до 188  кг.у.т./10 тыс.руб. в Амурской области;

- Сибирский федеральный округ от  123 кг.у.т. /10 тыс.руб. в Новосибирской области до 542  кг.у.т./10 тыс.руб. в Кемеровской области;

- Приволжский федеральный округ от  144 кг.у.т. /10 тыс.руб. в Республике Татарстан до 260 кг.у.т./10 тыс.руб. в Оренбургской области;

- Южный  федеральный округ – от 104 кг.у.т. /10 тыс.руб. в Краснодарском крае до 344  кг.у.т./10 тыс.руб. в Республике Крым;

- Северо-Западный  федеральный округ – от 83 кг.у.т. /10 тыс.руб. в городе Санкт-Петербург до 527  кг.у.т./10 тыс.руб. в Вологодской области;

- Уральский  федеральный округ – от 87 кг.у.т. /10 тыс.руб. в Ямало-Ненецком автономном округе  до 435  кг.у.т./10 тыс.руб. в Челябинской области.

Энергоемкость ВРП в Самарской области по данным Государственного доклада в последние годы имеет тенденцию к снижению, но в то же время, составляя по последним имеющимся данным  225 кг.у.т./10 тыс.руб. является существенным фактором, негативно влияющим на  развитие экономики региона.

Повышение энергоэффективности экономики Самарской области возможно на основе применения комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и жителей региона.

Одной из составляющих решения вопроса повышения энергетической эффективности является использование программно-целевого метода, позволяющего обеспечить эффективное использование бюджетных средств  в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области. Показательным  примером  такого подхода  может служить государственная информационная система (далее - ГИС «Энергоэффективность»).

ГИС «Энергоэффективность» создана как инструмент проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Российской Федерации в целях обеспечения более рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Решение вопросов повышения энергетической эффективности региональной экономики имеет одно из приоритетных значений как с точки зрения ее конкурентоспособности, так и с точки зрения энергетической безопасности.

Под  эгидой  Министерства энергетики РФ разработана «Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года». Ключевым показателем программы является снижение энергоемкости ВВП на 40%. Для достижения этого результата создана нормативная база, регулирующая многие аспекты работы в сфере энергосбережения. Основой законодательной базы является Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261), который был принят в ноябре 2009 года.

Подробная информация о нормативных правовых актах, принятых в целях реализации положений данного Закона размещена  на портале ГИС «Энергоэффективность»  https://gisee.ru/.  Интернет-портал ГИС «Энергоэффективность» является официальным информационным порталом по энергосбережению, часть государственной информационной системы ГИС «Энергоэффективность» служит  площадкой для раскрытия информации в рамках требований федерального законодательства.

Приказом  Минэнерго  России  от 30 июня 2014 года  № 401 в рамках развития ГИС «Энергоэффективность» введен в эксплуатацию Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», с помощью которого осуществляется предоставление органами государственной власти и местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями (указанными в пунктах 1 – 4 и 6 части 1 статьи 16  Закона № 261) информации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Ввод информации в систему (заполнение энергетических деклараций) производится уполномоченными лицами учреждений и  организаций, в соответствии с п. 1.1 порядка, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации  № 401 от 30.06.2014  и с учетом  п. 1.1. ст.16 Закона № 261 и постановления Правительства РФ от 18.08.2014  № 818. Заполнение электронных энергетических деклараций за 2014 и последующие годы заменяет проведение обязательного энергетического обследования.

В Самарской области – региональной организацией, проводящей в Модуле «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» работу по регистрации  органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, государственных  и  муниципальных  учреждений,  а  так  же  по консультациям в заполнении энергетических деклараций и контролю за соблюдением сроков заполнения энергетических деклараций, является  государственное  бюджетное  учреждение  Самарской  области   «Региональное агентство  по  энергосбережению и повышению энергетической эффективности» - ГБУ СО «РАЭПЭ»,  официальный сайт организации:  http://www.raepe-so.ru/.

ГБУ СО «РАЭПЭ» в своей работе с ГИС «Энергоэффективность»  применяет  комплексный  подход, используя подсистемы: Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью», а так же активно сотрудничает по данной тематике с ФГБУ «Российское Энергетическое Агентство» и с министерством  энергетики  и  жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. По статистике использования государственной информационной системы - заполнение энергодекларациями модуля ГИС «Энергоэффективность»  в Самарской области  ведется на уровне выше среднероссийских  показателей  заполняемости, тем не менее есть необходимость органам местного самоуправления и органам исполнительной власти активизировать работу по заполнению  энергодеклараций  в  модуле  «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Государственной информационной системы «Энергоэффективность» для обеспечения всей полноты решения поставленной задачи.



 

Самарская область

Экономь ресурсы!

Наш опрос:

Как Вы утилизируете энергосберегающие лампы?

Сдаю их в специализированные пункты приема
1065 голосов
Выкидываю вместе с остальным мусором
616 голосов
Хотел бы утилизировать, но нет пункта приема
1426 голосов
Не использую энергосберегающие лампы
613 голосов